Если кто-то кое-где у нас порой
3 февраля 2004 года
И вот вчера в культурном центре "Ак барс" прошла премьера "совмещенки". Коллеги-журналисты, явившиеся пораньше, гордо показали мне толстую папку с отчетными цифрами - гордость их была законной, поскольку на мероприятиях этих ведомств журналистов письменными отчетами отродясь не баловали. Я ринулась за такой же папкой, но получила отповедь пресс-службы:
- Журналистам не положено!
- А как же...
- Ах, так они украли?!
И досталось же мне от коллег!.. К моему возвращению в зал "украденное" уже было у них отнято. Каюсь, хотя вина моя невольна. Говорили же люди, как надобно общаться с финансовыми органами: если сам не украл - смолчи, что украл другой, и постарайся воспользоваться плодами его удачи. И судя по тому, что мы услышали от докладчиков, немало татарстанцев давно постигли эту науку...
Но сначала, как водится, об успехах и достижениях. Шеф татарстанского управления федерального налогового ведомства Ринат Хайров сообщил, что в Татарстане в прошлом году собрано налогов на 68 млрд. рублей, из которых 35 миллиардов - в бюджет республики. Объем поступлений в последний вырос за год на 6 процентов. По-прежнему наибольшую часть средств приносит нефтехимия. Причем в основном за счет налога на прибыль - а это значит, что здесь нам в основном повезло: конъюнктура мировых цен на нефть была уж больно удачной. Бушу за Ирак - отдельное спасибо.
Из высказываний г-на Хайрова относительно того, что надо "усилить", можно было догадаться: неважно идет сбор платежей с организаций, торгующих алкоголем, банки нередко тормозят перевод налоговых платежей своих клиентов... Зато в суд на налоговые органы в прошлом году подано на 6 процентов меньше исков, чем годом раньше. Правда, такие иски на 17 процентов чаще являются выигрышными - в 69 процентах случаев предприниматели получают удовлетворение в своих претензиях к налоговым органам. А в Тукаевском районе и в Кировском районе Казани это предпринимательское удовлетворение просто зашкаливает: 89 и 88 процентов соответственно!
- Мною дано поручение пересмотреть наши суды и сделать соответствующие выводы, - сообщил Ринат Хайров. Я порадовалась, что коллегия судей у нас пока в "совмещенке" не участвует.
В ходе доклада министра финансов Радика Гайзатуллина все еще раз убедились, что в республике торжествует финансовая стабильность. Как и в прошлом году, и в более ранние годы, стабильно недофинансируют соцкультбыт: на него районы выделили не просто меньше потребности, а даже на 467 млн. рублей меньше, чем скромно рекомендовал им минфин. А на что больше? На правоохранительные органы (на 173 миллиона плюсом к рекомендации), на госуправление (250 миллионов плюсом)... Крупнее всего плюс - 311 млн. руб. - в графе "прочие".
Какие такие "прочие"? А бес их знает. Кредиты из бюджета частным предприятиям у нас любят раздавать. Только они их возвращать не любят. 1,15 млрд. рублей так и зависло в просроченных задолженностях, 846 миллионов из них висит на Казани. А Казань - ничего, стоит! И казанская власть сидит, ничего ей не делается. Очень стабильное место.
Еще в чем столица вне финансовой конкуренции - это в сфере дохода бюджетных учреждений от предпринимательской деятельности: Казань, как сказал г-н Гайзатуллин, единственный город, где учет этого дохода вообще не ведется! Тут премьер догадался:
- Наверное, расчет есть так поступать? Наверное, кто-то зантересован? Но вы (он адресовался к главному финансисту Казани. - М.Ю.) должны проявить твердость, объяснить тому, кто не понимает...
О ком это он? Пока я терялась в догадках, начальник КРУ Минфина России по РТ Валерий Николаев успел напомнить присутствующим, что в прошлом году в республике выявлено финансово-бюджетных нарушений на 1,2 млрд. рублей:
- Например, в графе "неправомерное отчуждение госсобственности" у Дербышкинского детского интерната числится 270 тысяч рублей - даже тут ухитрились! И еще имущества на 75 тысяч утащили у глубоко умственно отсталых детей!..
- Ведь многое из этих материалов тянет на уголовное дело, - задумался премьер. - От нецелевого использования до хищения - один шаг! Один раз он нецелевое допустил, в другой подумает: нельзя ли здесь что-нибудь... взять.
Потом премьер спохватился, что итоги года "в целом неплохие". Но тут же сказал:
- Сегодня мы получаем в год 11 миллиардов федеральных денег (по программе, которая действует до 2006 года. - М.Ю.). Но помните: у нас выпадающих доходов будет 11 миллиардов через 2 года!
В зале стало очень тихо. Казалось, было слышно, как щелкает арифмометр под коротким ежиком головы сидящего впереди меня мужчины...
Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"